В китайской философии очень много уделяется чувству «справедливости». Особенно когда теоретики и практики государственного строительства говорят о общественном устройстве, так как любое государство стоит прежде всего на общественном договоре, которое невозможно без консенсуса большинства о справедливом отношении.
Конфуций, основатель главного этического учения для всех стран Восточной Азии, как никто особо выделял справедливость. Согласно конфуцианству, нравственный человек должен обладать пятью главными качествами: человеколюбие, справедливость, искренность, разумность и следование ритуалу.
Само слово справедливость обозначается в конфуцианстве термином “И” (义 yi), которое присуще каждому человеку от природы. Но важно чтобы государство и общество всеми силами пестовали и культивировали это качество. Законы государства должны поощрять всеми силами справедливость и только тогда страна будет крепка к любым внешним и внутренним вызовам.
Там же где нет ощущение справедливости, а сильный правит бал попирая бессильного, то гармонии не будет никогда. Это виденье на пороховой бочке и размахивание факелом, в надежде что все обойдется.
Даже на сегодняшний день, запрос на справедливость, точнее торжество справедливости является главным мейнстримом в китайском обществе. Программа председателя Си Цзиньпина по факту построена на социальной справедливости и добиться чтобы не только богатые богатели, но и обычные граждане максимально чувствовали успехи китайской экономики.
Китайские элитарии хорошо понимают конфуцианский термин справедливости и скромности как базис поведения. Например, прошлый премьер министр Вэн Цзябао все десять лет пребывания на посту проходил в одном и том же пальто. Журналисты акцентировали внимание на новых пятнах и потертостях на ставшем знаменитом элементе гардероба.
В китайском интернете есть расхожее выражение о зарвавшейся золотой молодежи: мой папа - Ли Ган. Связана была с тем, что местный мажор сбил людей на остановке. А когда его поймали, начал кричать «мой папа - Ли Ган», который был на тот момент начальником генштаба армии. Надо сказать что китайский Усенов пошел в тюрьму, а папа был покинул пост, принеся предварительно извинения на телевидение.
В общем, справедливое общество это основа основ, пройдя испытание через века споров философов и политологов.